Эмоциональное выражение у людей с нарушением аутистического спектра
Дети, имеющие расстройство психики, совершенно по-другому реагируют на происходящее вокруг них. Они иначе относятся к смене собственного настроения, остро реагируют на агрессию и крики. Всем тем, кто на регулярной основе взаимодействует с особенным ребенком нужно придерживаться определенных правил. Это поможет проще выйти на контакт с ребенком-аутистом и помочь ему быстрее адаптироваться к новому человеку.
Поведенческие проблемы, проявляющиеся у ребенка с аутизмом:
- отсутствует нормальный уровень социализации;
- развитие речи не соответствует возрастным нормам;
- сверстники не принимают особенного малыша в свою компанию;
- чрезмерная чувствительность к происходящему вокруг;
- интересы ребенка ограничиваются набором однотипных действий.
Своеобразность поведенческих реакций ребенка с РАС совершенно непредсказуема. Порой даже близкие люди не могут предугадать, как поведет себя ребенок-аутист в той или иной ситуации. Но не стоит зацикливаться на этом и ругать ребенка. Просто примите как данное то, что ваш малыш немного другой. Если вы чувствуете в себе отсутствие сил, то обратитесь к онлайн психологу бесплатно анонимный чат. В условиях конфиденциальности любой сможет получить поддержку и выйти на новый уровень взаимодействия и помощи ребенку с аутизмом.
Как понимать и интерпретировать эмоциональное выражение у людей с аутизмом
Находясь рядом с малышом, страдающим аутистическим расстройством, всегда нужно быть начеку. С виду спокойный и уравновешенный ребенок в долю секунды может превратиться в капризного и кричащего маленького карапуза. Внимательно ознакомьтесь с эмоциональными реакциями, которые могут проявляться в той или иной мере у ребенка-аутиста.
Проявление эмоций у детей-аутистов:
- Тревожность. Обычному человеку чуждо постоянное пребывание в тревоге, а вот ребенок с аутизмом никогда не может полностью быть расслаблен. Умейте сглаживать ради него острые углы и конфликтные ситуации, сделайте психологическую обстановку в семье максимально спокойной и комфортной.
- Стереотипность поведения. Малыш должен быть твердо уверен в каждом своем шаге. Не прячьте его любимые игрушки, не позволяйте никому бесцеремонно вклиниваться в его игровой процесс. Только рационализм и аккуратность.
- Страхи. Нарушение малейшего привычного ритма действий погружает мир ребенка в хаос. Он получает сильнейший стресс при смене привычного круга общения, маршрута прогулки, пищи и даже постельного белья.
- Погруженность в себя. Учите малыша делиться своими переживаниями и не давайте еще больше уйти в свой кокон. Только доверительные отношения безо лжи дадут особенному ребенку капельку уверенности и поддержки.
Жить с ребенком, который имеет диагноз аутизм – непросто. Поэтому родители не должны заниматься самоуничтожением и замыкаться в четырех стенах. Организовывайте досуг так, чтобы помочь своему чаду лучше социализироваться в обществе. Посещайте коррекционные группы и общайтесь с теми, кто уже нашел подход к своему ребенку. Не исключайте возможности проводить совместные сеансы с психологом, которые помогут избавиться от накопленного негатива и станут неплохим подспорьем при уходе за ребенком-аутистом.
Техники обучения эмоциональной экспрессии для людей с аутизмом
Для создания полноценных условий для развития ребенка необходимо проводить с ним психокоррекционную работу, которая будет направлена на повышение уровня развития и вовлеченности в социальную жизнь. Основная цель психолога при составлении плана работы с ребенком-аутистом – это использование его особенностей поведение во благо. Опытный специалист будет развивать внимание и память малыша путем повторения интересных для него игр.
Нюансы работы с ребенком, имеющим РАС:
- создавайте положительную мотивацию путем акцентирования внимания на успехах малыша;
- не концентрируйтесь на неудачах, чаще хвалите ребенка;
- подходите творчески к составлению плана задания, используйте в основном мимику и жесты;
- учитывайте информацию о предпочтениях малыша, полученную от его родителей;
- держите рабочий кабинет в идеальном порядке;
- избегайте резких звуков, никогда не переходите на крик.
Придерживаясь этих рекомендаций, психолог сможет быстрее выйти на контакт с особенным малышом и помочь ему преодолеть все его страхи и фобии. Применяйте нестандартное мышление и не торопитесь. Дети с РАС не любят спешки.
Основные методики, применяемые психологами для работы с детьми-аутистами:
- Игры на знакомство. Помогают ребятам раскрыться и начать доверять группе или психологу. При работе с несколькими ребятами максимально постарайтесь уделить одинаковое внимание каждому участнику упражнения.
- Дыхательные упражнения. Успокаивают детей и настраивают на плодотворную работы. Включайте в диалог интересные стихи и потешки, учите малышей проговаривать нужные звуки.
- Сказкотерапия. Научит ребят фантазировать и искать нестандартный выход из ситуации. Развивайте воображение детей с РАС, по возможности просите их отвечать на тематические вопросы, вместе анализируйте и придумывайте новый сюжет сказки.
- Игры на сплоченность. Используйте для игры безопасный инвентарь: мячи разной формы, мягкие игрушки и воздушные шары. Давайте ребятам посильные задания, которые они смогут без труда выполнить, задействовав посторонний предмет.
Это лишь немногие примеры техник, пригодных для работы с детьми-аутистами. Не забывайте про индивидуальный подход, чаще включайте в работу родителей особенных малышей. Покажите ребятам и их близким, что заболевание РАС – это не конец жизни, что есть множество способов для совместного и интересного времяпрепровождения. Делитесь позитивным опытом работы и повышайте уровень просвещенности родителей.