Внимание – это самый неоднозначный и загадочный феномен в психологии. Множество ученых с древности так и не смогли прийти к единому мнению, о том может ли существовать внимание как самостоятельный психический процесс. Споры психологов ведутся по сей день, что вопросы, касающиеся внимания, актуальными по сей день.
![](https://psycholog-24.ru/wp-content/uploads/2023/03/Внимание.jpg)
Краткая характеристика внимания
Сосредоточенность психики на определенном виде деятельности называется вниманием. Не достаточно сделать положительный выбор в пользу того или иного задания. Нужно еще не отрываться от него на протяжении долгого времени. Если вы наблюдаете именно такую последовательность действий, то значит, мы говорим о внимании.
Интересно знать. Быть внимательным не так просто. Для запуска этого психического процесса нужно задействовать зрение и слух. При благоприятной окружающей обстановке: хорошей освещенности и тишине, собеседник будет гораздо внимательнее слушать просьбу и с большей вероятностью отреагирует на нее положительным ответом.
Решение сложных интеллектуальных задач невозможно без максимальной сосредоточенности. В эти моменты наш мозг отвлекается от всего постороннего и углубляется в процесс.
![](https://psycholog-24.ru/wp-content/uploads/2023/03/Концепции-внимания.jpg)
Роль внимания в жизни
Понять насколько важно внимание, можно на одном простом примере. Сравните действия опытного водителя и новичка. Последний позволяет себе отвлекаться на телефонные разговоры, не следит за дорожной обстановкой, увлеченно беседует с пассажирами. Внимание салаги сконцентрировано на чем угодно, но не на дороге. В тоже время, водитель со стажем при вождении задействует не только внимание, но слуховые и зрительные ориентиры. Все это в целом делает его езду уверенной и плавной, чего не скажешь о новичке.
Что дает внимание:
- осмысленную психическую деятельность;
- отчетливое осознание психологических механизмов.
Внимание запускает работу мозга, таламической системы и гипоталамуса. Именно поэтому во время проведения экзаменов, написания контрольных работ и сочинений учитель требует соблюдения режима тишины. Так ученикам проще сосредоточиться и не допустить лишних ошибок.
![](https://psycholog-24.ru/wp-content/uploads/2023/03/Основные-виды-внимания.jpg)
Концепции внимания
В психологии существует множество определений внимания от разных авторов, это лишь самые распространенные концепции.
Ухтомский Алексей Алексеевич
Ученый разработал собственный подход к изучению внимания. Он открыл доминанту, которая объясняет обострение возбуждения и активизацию мозга. Доминанта поддерживает постоянный уровень интереса к объекту, тем самым обеспечивает интенсивное внимание.
Павлов Иван Петрович
Исследователь по своему трактовал физиологические процессы, обеспечивающие внимание. Он считал, что возбуждение в одной части коры головного мозга, вызывает угасание других участков мозга. Поэтому в такие моменты человек максимально сосредоточен на определенной деятельности.
Узнадзе Дмитрий Николаевич
Психолог связал установки к действию и внимание. Грузинский философ предполагал, что без правильной установки невозможно осуществить деятельность, связанную со вниманием.
![](https://psycholog-24.ru/wp-content/uploads/2023/03/Развитие-внимания.jpg)
Это лишь самые популярные теории, касающиеся внимания. Не смотря на огромное количество исследований, споры о природе внимания не утихают по сей день.
Основные виды внимания:
- Произвольное. Описывая этот вид внимания следует привести пример о сложной работе. Человек знает, что ему придется сосредоточиться и прилагает к этому все усилия.
- Непроизвольное. Этот вид внимания хорошо виден на примере захватывающей игры. Ребенок настолько заинтересован процессом, что, не прилагая никаких волевых усилий, сосредоточен на занятии. Непроизвольное внимание самое простое и понятное.
- Послепроизвольное. Начиная с серьезных усилий сложный проект, работник так увлекается рабочим процессом, что у него открывается второе дыхание. Например, школьник решает сложный пример или задачу. Ему сложно, непонятно и он не может прийти к правильному решению. Но через несколько подходов, малыш так втягивается в процесс, что ему становится все более понятно, и задача решается сама собой.
Именно послепроизвольное внимание является главным секретом успеха талантливых педагогов. Учитель, который смог не только пробудить у учащихся волю, но и заинтересовать предметом, получит наибольшую продуктивность труда.
![](https://psycholog-24.ru/wp-content/uploads/2023/03/Роль-внимания.jpg)
Развитие внимания
Начиная с первых месяцев жизни, у новорожденного начинает формироваться непроизвольное внимание. Давайте разберем, что такое внимание, и каково его значение в жизнедеятельности человека на протяжении всего жизненного пути.
Говорить о произвольном внимании рановато до перехода ребенка в возраст от одного года до двух лет. У каждого малыша этот процесс проходит индивидуально, а само внимание имеет примитивную форму.
Интересно знать. Для того чтобы ребенок всесторонне развивался он должен как можно чаще участвовать в игровой деятельности. Дети, родители которых не ленились в первые три года жизни малыша, отмечают, что их чадо гораздо лучше умеет разбираться в простейших играх, может поддержать беседу и сосредоточиться на одном виде деятельности.
К сожалению, внимание у дошколят еще недостаточно устойчиво и воспитателю лучше всего ограничиться короткими занятиями. Профессиональные психологи отлично владеют различными методиками, которые позволяют сформировать у детей садовского возраста способность управлять вниманием.
![](https://psycholog-24.ru/wp-content/uploads/2023/03/Характеристика-внимания.jpg)
Главным и особым местом для развития внимания является школа. От мастерства педагогов зависит насколько будут замотивированы дети в процессе проведения уроков. Если уроки проходят с использованием наглядного материала, современных технологий, то ребята будут с удовольствием принимать участие в усвоении учебного материала. Вполне логично, что скучные уроки не оставят и следа в памяти детей. И ни один из видов внимания не будет задействован.
В развитии внимания выделяют два главных периода: детский сад и школа. Если в этом возрасте направлять внимание ребенка в нужном направлении, то вы не будете знать проблем ни с учебой, ни с успеваемостью.